воскресенье, 07 ноября 2010
есть такая примета: если личная жизнь падет прахом - вас ждет повышение на работе.
у меня есть похожая личная примета: если в предстоящие две недели надо защитить (и написать) курсовую, сдать зачет, написать 5 работ в ФСБ, сдать экзамен, и все это не считая семинаров каждый день - будем играть.
да-да-да! будем играть Цветаеву. "Мать и Музыка"
_____________
любимое - ЮлиноО, как мать торопилась, с нотами, с буквами, с "Ундинами", с "Джэн Эйрами", с "Антонами Горемыками", с презрением к физической боли, со Св. Еленой, с одним против всех, с одним - без всех, точно знала, что не успеет, все равно не успеет всего, все равно ничего не успеет, так вот - хотя бы это, и хотя бы еще это, и еще это, и это еще... Чтобы было чем помянуть! Чтобы сразу накормить - на всю жизнь! Как с первой до последней минуты давала, - и даже давила! - не давая улечься, умяться (нам - успокоиться), заливала и забивала с верхом - впечатление на впечатление и воспоминание на воспоминание - как в уже не вмещающий сундук (кстати, оказавшийся бездонным), нечаянно или нарочно? Забивая вглубь - самое ценное - для дольшей сохранности от глаз, про запас, на тот крайний случай, когда уже "все продано", и за последним - нырок в сундук, где, оказывается, еще - всё . Чтобы дно, в последнюю минуту, само подавало. (О, неистощимость материнского дна, непрестанность подачи!) Мать точно заживо похоронила себя внутри нас - на вечную жизнь. Как уплотняла нас невидимостями и невесомостями, этим навсегда вытесняя из нас всю весомость и видимость. И какое счастье, что все это было не наука, а Лирика, - то, чего всегда мало, дважды - мало: как мало голодному всего в мире хлеба, и в мире мало - как радия, то, что само есть - недохват всего, сам недохват, только потому и хватающий звезды! - то, чего не может быть слишком , потому что оно - само слишком , весь излишек тоски и силы, излишек силы, идущий в тоску, горами двигающую.
Мать не воспитывала - испытывала: силу сопротивления, - подастся ли грудная клетка? Нет, не подалась, а так раздалась, что потом - теперь - уже ничем не накормишь, не наполнишь. Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики, как и мы потом, беспощадно вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски. Их счастье - что не удалось, наше - что удалось!
После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом. Чтобы избыть ее дар - мне, который бы задушил или превратил меня в преступителя всех человеческих законов.
Знала ли мать (обо мне - поэте)? Нет, она шла va banque, ставила на неизвестное, на себя - тайную, на себя - дальше, на несбывшегося сына Александра, который не мог всего не мочь. ________________
любимое - МашиноНо, возвращаясь к совершенно непричемному, непевшему и неигравшему Андрюше: Андрюшиному роялю воспротивился сам его дед Иловайский, заявивший, что "Ивану Владимировичу в доме и так довольно музыки". Бедный Андрюша, затертый между двумя браками, двумя роками: петь мальчиков не учат, а рояль - мейновское (второ-женино). Бедный Андрюша, на которого не хватило, - ушей? свободной клавиатуры? получаса времени? просто здравого смысла? чего? - всего и больше всего - слуха. Но вышло как по-писаному: ни из Валерииных горловых полосканий, ни из моего душевного туше, ни из Асиных "тили-тили" - ничего не вышло, из всех наших дарований, мучений, учений - ничего. Вышло из Андрюши, отродясь не взятого на наш горделивый музыкальный корабль, попавшего в нашем доме в некое междумузыкальное пространство, чтобы было гостям и слугам, а может быть, и городовому за окном - на чем отдохнуть: на его немоте. Н по-особому вышло, и двойной запрет сбылся: ни петь, ни играть на рояле он не стал, но, из Андрюши став Андреем, сам, самоучкой, саморучно и самоушно, научился играть сначала на гармонике, потом на балалайке, потом на мандолине, потом на гитаре, подбирая по слуху - все, не только сам научился, еще и Асю научил на балалайке, и с большим успехом, чем мать на рояле: играла громко и верно. И последней радостью матери была радость этому большому красивому, смущенно улыбающемуся неаполитанцу-пасынку (оставленному ею с гимназическим бобриком), с ее гитарой в руках, на которой он, присев на край ее смертной постели, смущенно и уверенно играл ей все песни, которые знал, а знал все. Гитару свою она ему завещала, передала из рук в руки: "Ты так хорошо играешь, и тебе так идет..." И, кто знает, не пожалела ли она тогда, что тогда послушалась старого деда Иловайского и своего молодого второ-жениного такта, а не своего умного, безумного сердца, то есть забывши всех дедов и жен: ту, первую, себя, вторую, нашего с Асей музыкального деда и Андрюшиного исторического, не усадила: меня - за письменный стол, Асю - за геркулес, а Андрюшу - за рояль: » До , Андрюша, до , а это ре, до - ре..." (из которого у меня никогда ничего не вышло, кроме Doré, Gustav'а...). ______________
любимое - своеНо клавиши - я любила: за черноту и белизну (чуть желтизну!), за черноту, такую явно, - за белизну (чуть желтизну!), такую тайно-грустную, за то, что одни широкие, а другие узкие (обиженные!), за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно, как по лестнице, что эта лестница - из-под рук! - и что от этой лестницы сразу ледяные ручьи - ледяные лестницы ручьев вдоль спины - и жар в глазах - тот самый жар в долине Дагестана из Андрюшиной хрестоматии.
И за то, что белые, при нажиме, явно веселые, а черные - сразу грустные, верно - грустные, настолько верно , что, если нажму - точно себе на глаза нажму, сразу выжму из глаз - слезы.
И за самый нажим: за возможность, только нажав, сразу начать тонуть, и, пока не отпустишь, тонуть без конца, без дна, - и даже когда отпустишь!
@темы:
Д.Э.С.-нот,
мы — актёры! противоположность людей.,
Mauvaise nouvelle, maman. J’ai vendu mon âme au Diable cet après-midi. - Oh ? Si récemment ?
я бы сказала наоборот: если вас ждет повышение, готовьтесь к жопе в личной жизни
но жизненный опыт поколений подсказывает, что одно с другим редко уживаются в гармонии